История — Царские куклы

История

Проект ЦАРСКИЕ КУКЛЫ. Перезагрузка

Традиционно кукольных красавиц в прекрасных одеждах связывают с немецкими и французскими  кукольными мастерами.

А на самом деле история этого прекрасного и такого нужного взрослым и детям искусства тесно связана с Россией.

Яркий пример важнейшей роли россиян в европейском кукольном искусстве связан с именами двух крупнейших русских ученых Михаила  Василтевича Ломоносова и Дмитрия Ивановича Виноградова.

Ломоносову и Виноградову принадлежала идея создания знаменитого на весь мир русского Императорского Фарфорового Завода. Виноградов записал  открытия в труде «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ». Трактат был написан на русском и немецком языках и стал первым в Европе теоретический трудом в области фарфоро-керамики.

Ломоносов и Виноградов были  создателями технологии производства самого качественного фарфора, из которого потом стали производить головки для немецких и французских кукол.

Важный момент связан с немецкой фабрикой по производству кукол «Арманд Марсель» — одной из самых известных в истории «золотого века кукол».

Мало кто в Германии или России сейчас знает, что этот крупнейший немецкий мастер с французским именем Арманд Марсель появился на свет в Санкт-Петербурге в 1856 году. Его отец родился и всю жизнь прожил на берегах Невы, где служил придворным архитектором Николая I.

Тюрингии обнаружили оргомные залежи каолиновых масс,  ( Каолин – белая глина, незаменимый материал для керамического производства, для качественного фарфора) семья Марселей покинула Россию, и поселилась в немецком городке Кобург, где Арманд возглавил небольшую фабрику по производству кукол и за несколько лет превратил спящий Тюрингский городок в кукольную столицу Европы. Арманд всю жизнь тосковал по своей Родине России: на стенах его дома висели русские иконы, а над крышей гордо реял Российский флаг. Арманд тепло принимал в своём доме земляков, и отдавал предпочтение русским заказчикам, регулярно отправляя свою продукцию в Санкт-Петербург. Именно куклы Арманда были самыми любимыми подругами детства дочерей Николая II.

Судьба кукол, производившихся непосредственно в России, сложилась не так удачно, как хотелось бы.

Вплоть до 1917 года игрушки-куклы в России делали замечательные русские мастера на прекрасно организованных заводах талантливых русских менеджеров-фабрикантов. Журавлёв, Кочешков, Кузнецов, Попов, братья Корниловы, Поскочин — вот лишь небольшой список имён этих, к сожалению, забытых сегодня россиян, которыми мы на самом деле должны гордиться. Что уж говорить об европейских историках, которые и вообще уверены, что в России никогда не было собственных мастеров. А ведь куклами, выпущенными на наших русских фабриках, играли  и царские дети.

Известно, что Николай II привозил детям из своих поездок  не просто готовые игрушки. Он покупал детали, из которых дети сами должны были мастерить для себя игрушки. Так, четверо царских дочерей под присмотром их матери императрицы Александры обучались простому ручному труду — они сами шили наряды для своих кукол, умели строить кукольные домики и собирать миниатюрную мебель из деревянных плашек и плотной бумаги. Такой пример из жизни царской семьи с её скромным бытом, уважением к труду, глубоким почтением к православию необходим жителям современной России.

Сегодня, когда значение персоны последнего российского императора пытаются оспорить различные антипатриотически прозападно настроенные журналисты и деятели искусств, наше исследование представляется крайне важным и своевременным.

Мы собираемся посвятить своё исследование как куклам, сделанным в России, так и тем куклам, которые были изготовлены в Европе непосредственно для российских в том числе царских детей. Благодаря прекрасно сохранившимся немецким, французским и английским индустриальным и торговым архивам,  я хочу  восстановить путь кукол в Россию и из России.

К сожалению, революция 1917 года не пощадила российскую куклу. Её выпуск был прекращён, а склады бывшего Императорского Фарфорового Завода даже были сожжены по приказу Луначарского об уничтожении всех дореволюционных кукол как «ненужной роскоши».

Мы считаем, что знание этой части русской истории принесёт огромную пользу детям России и сыграет важную роль в их патриотическом воспитании.