«Куклы великих княжон» Наталья Курочкина — Царские куклы

«Куклы великих княжон» Наталья Курочкина

Куклы великих княжон

Наталья Курочкина
(редактор журнала «Антикварная кукла», коллекционер кукол)

ФОТО 1

ФОТО 2

О царской семье написано немало мемуаров, но игрушки великих княжон не слишком интересовали их взрослых современников, поэтому ярких воспоминаний об этой немаловажной стороне их детского быта практически нет. Дети же, которым позволялось играть с цесаревнами, были более внимательны, однако и в их мемуарах эти радостные моменты детства вытеснены более важными на их взгляд рассуждениями о повседневной жизни и политике.
Да и высочайшее позволение разделить общество с царскими детьми давалось далеко не всем – Александра Фёдоровна внимательно следила за кругом общения своих девочек и считала, что большинство детей из высшего общества избалованны и легкомысленны и могут негативно повлиять на воспитание и характер маленьких княжон.
Одной из немногочисленных допущенных в царские детские комнаты была семилетняя великая княжна Мария Романова, внучка императора Александра II и двоюродная сестра Николая II. И даже она в своих воспоминаниях отводит куклам лишь несколько строк:
«Мы с Дмитрием [младший брат Марии] часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить ‒ такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции [Феликса Фора ‒ Félix Faure], который он преподнёс Ольге [в 1896 году Ольге исполнился год], когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельём, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика – всё было сделано удивительно искусно, как настоящее».

ФОТО 3

Девочки немного тяготились такой ситуацией и даже иногда жаловались, что у них нет подруг. Но поскольку изменить ситуацию было не в их власти, то они постепенно учились быть самодостаточными, и большая доля их внимания была обращена на любимых домашних животных и молчаливых подруг – кукол. И их было немало. Александра Фёдоровна старалась воспитывать детей в скромности и сдержанности, но детские игры считала делом важным: «Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными... Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, весёлыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми».
И на праздники девочки получали дорогие подарки – фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости. В этом плане содержимое детских комнат августейших домов Европы мало чем различалось.

ФОТО 4

Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы – красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами, одетые как свои маленькие хозяйки в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям. И дети понимали их ценность, обращались настолько осторожно, что такие хрупкие создания не заканчивали свою жизнь, превратившись в груду осколков, а даже передавались от старших к младшим. Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно. Покупка кустарных русских игрушек объяснялась не столько их дешевизной, а сколько стремлением показать детям, что игры с простыми дешёвыми игрушками не менее интересны, расширить их знания о традициях и промыслах своего народа.

ФОТО 5

ФОТО 6

ФОТО 7

Все цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами, мастерить своими руками наряды для кукол и подарки. Александра Фёдоровна считала, что даже маленькие девочки должны быть чем-то заняты, и занималась с ними шитьём кукольных костюмов, уделяя особое внимание национальным костюмам народов Российской империи. В их детской жили куклы в тщательно исполненных на заказ костюмах российских губерний, куклы: татарки, осетинки, армянки, украинки. Так, в игре, дети учились понимать и ценить красоту и разнообразие национальных культур народов, населяющих Россию – страну, которой управлял их отец, и которой предстояло править их маленькому брату Алексею. История же повернулась к семье совсем другой стороной, и умение работать руками очень пригодилось им в их недолгом и печальном будущем.

ФОТО 8

ФОТО 9

ФОТО 10

ФОТО 11

ФОТО 12

Во что же играли малышки? У кукол было богатое приданое – дивные наряды, заказанные в Германии и Франции, созданные руками русских мастериц, сшитые самими хозяйками с помощью матери. Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами. Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах – светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff – слоны, зайцы, медвежата… И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!
Игры и детство закончились в 1914 году ‒ началась война с Германией. Куклы остались в прошлой жизни. А в 1914 году на волне ненависти к Германии на улицах российских столиц кто-то придумал устроить публичные уничтожения немецких игрушек. К счастью, это безумие не коснулось детских комнат в Александровском дворце.
После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как всё было ещё при своих маленьких хозяевах. После революции часть интерьеров, в т. ч. «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. Экспонаты просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно. Сотрудникам музея игрушки удалось что-то спасти, но у музея не было тогда своего помещения для хранения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории Лавры. Большинство предметов из царской «игрушечной» коллекции пылилось и разрушалось на полках, а в экспозиции музея эти предметы были представлены по идеологическим соображениям анонимно, безо всякого указания, что это вещи особенные: просто «куклы XIX века».
В 1995 году более 200 предметов из этой коллекции, включая несколько кукол, поступили в ГНИИ реставрации, где экспонатам музея была подарена вторая жизнь.
Давайте посмотрим внимательнее на кукол, принадлежавших когда-то цесаревнам, и ныне хранящихся в художественно-педагогическом музее игрушки Сергиева Посада (ХПМИ).
Маленькая, но притягивающая взгляд куколка французской фирмы Жюля Штайнера (Jules Steiner, период руководства вдовы Лафосс) в костюме русской императрицы с орденом Св. Екатерины (фото 1, 2) была изготовлена по случаю визита императорской семьи на Международную Парижскую выставку в 1900 году и подарена одной из княжон. Судя по тому, что наряд сшит небрежно, буквально наспех, заказ на его изготовление был срочный. Возможно, известие о визите царской семьи на ярмарку было неожиданное. Высота куклы всего 32 см. Маркировка на головке: «PARIS». На туловище – штамп «Bébé le Parisien».
Во время визита царской семьи во Францию в 1896 году президент Франции Феликс Фор подарил годовалой княжне Ольге сундук из инкрустированного дерева с куклой и приданым. Сундук внутри обит тонкой кремовой кожей, низ – стёганым шелком. По сторонам есть бортики для еще одного «этажа», где лежала кукла с приданым. Он довольно большой – 23,5х54х37 см. Но маленькая кукла, в нём жившая, по-видимому, утрачена, и на её месте в музейной витрине сидит совсем другая – немецкой фабрики «Кэммер и Райнхардт» (Kämmer & Reinhardt). (фото 3, 4)
Хранится в музее игрушки, но сейчас не экспонируется «кукла в соломенной шляпке», Германия, фабрика «Kämmer & Reinhardt» (фото 5). В начале XX века это была одна из самых популярных кукольных фабрик в Европе. Высота куклы 80 см. Маркировка на головке: «K*R 76». В 2011 году она демонстрировалась на выставке «В гостях на Детской половине» в Александровском дворце ГМЗ Царское Село.
Из серии кукол в национальных одеждах народов России сохранились немецкие куклы фабрики «Зимон и Хальбиг» (Simon & Halbig) в костюмах татарки и армянки (фото 6, 7), Обе высотой 67 см и с маркировками 1040 DEP и 1080 DEP. Тщательно выполненные костюмы были сшиты на заказ русскими мастерицами.
Не только немецкие куклы наряжались в народные одежды. В музее игрушки хранятся (но в силу состояния тоже не экспонируются) русские мастичные куклы. Это кукла в костюме крестьянки Московской Губернии и кукла-«украинка» – они были восстановлены буквально из осколков. Если бы не самоотверженность работников музея в 1930-е годы, эти хрупкие экземпляры так бы и канули в лету.

Быт разных сословий также находил отражение в игрушках – в одной детской на равных правах существовали и кукла-«боярыня» и кукла-«крестьянин» (фото 8), обе российского кустарного производства, с головками из мастики.
Словно строгая гувернантка смотрит на нас с возвышения эта кукла в шёлковом наряде цвета слоновой кости (фото 9). Это тоже фабрика «Simon & Halbig». Безусловно, играть такой большой куклой маленьким девочкам невозможно – она тяжёлая. Здесь и ответ на вопрос, почему крупных кукол в хорошем состоянии попадается больше – потому что ими неудобно играть, вот и проводят они всю свою скучную жизнь за стеклом витрин.
Кроме классических кукол в ХПМИ хранятся и механические куклы-автоматоны. Один из них – кукла-«кокетка», девочка с зеркальцем (фото 10). При работающем заводе играет музыка, кукла смотрится в зеркальце и затем припудривается. Но пуховка утрачена, и кукла стоит, подняв ручку в вопросительном жесте. Её головка сделана на французской фабрике Эмиля Жюмо (Emile Jumeau), а механизм – фирмой Леопольда Ламбера (Leopold Lambert).
Забавные персонажи из войлока (фото 11) – игрушки немецкой фирмы «Штайф» (Steiff). Можно с уверенностью сказать, что даже если и не именно они, то им подобные игрушки и куклы жили в царских детских комнатах. Тому доказательство – фотографии и дневники маленькой соседки великих княжон, княжны Веры Константиновны Романовой, жившей в соседнем Павловске. Из дневников Веры видно, что к ней часто приходили играть младшие цесаревны – Мария и Анастасия. Значит, те куклы, что были у Веры, вполне могли быть и у её подруг.

ФОТО 14

Но источников о кукольном быте маленьких цесаревен больше, чем только экспонаты музея. Это ещё и сохранившиеся архивные фотографии, и даже фрагменты детских рисунков и дневников! Так, на акварельном рисунке маленькой Анастасии, сделанном ею в 1915 году и ныне хранящемся в Государственном Архиве РФ, изображена девочка-«гуглик». О чём говорит этот рисунок? О том, что мода на такие забавные «глазастые» персонажи докатилась и до России, а с ней в русские детские комнаты вошли и куклы-«гуглики», т. е. куклы с большими круглыми глазами, смотрящими вбок
А что же такое странное сжимает в пухлых ручках маленькая двухлетняя Ольга (фото 12)? Это же механическая игрушка – клоун-тарелочник! И мы можем рассмотреть точно такую же игрушку подробнее – в собрании Александровского дворца хранится её точный аналог (фото 13). Если нажать кукле на живот, она хлопнет руками и ударит в тарелки. Она в удивительной сохранности и даже одета так же, с небольшой разницей в цвете. Головка куклы сделана из бисквитного фарфора, руки и ноги вырезаны из дерева, каркас тела проволочный.
Уникальная фотография всей семьи на палубе императорской яхты «Штандарт» в 1911 году: все девочки держат в руках немецких кукол, подарки их дяди, кайзера Вильгельма II (на фото 14, в верхнем ряду слева). Куклы очень похожи на кукол фабрик «Kämmer & Reinhardt» (фото 15), «Kestner» (фото 16), «Armand Marseille» (фото 17) и «Heinrich Handwerck» (фото 18). Фирменные остроносые туфельки фабрики «Heinrich Handwerck» отчётливо видны на кукле справа. Коричневое пальто с белым кружевным воротником от куклы в руках Анастасии (с фотографии 15) дожило до наших дней и хранится в музее игрушки. К сожалению, личико одной куклы закрыто съехавшим головным убором, и строить предположения о её происхождении невозможно.

ФОТО 15

ФОТО 16

ФОТО 17

Фото 18

Художник-оформитель Петергофского и Детскосельского дворцов-музеев Ю. Н. Непринцев (1909−1996) в 1990-х гг. рассказывал о том, что «ежедневно входя в холодные и пустые покои убитых большевиками в 1918 г. царских детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, он ощущал их незримое присутствие. В их комнатах всё оставалось таким, как было в день отъезда в своё последнее путешествие <…> – множество старинных икон, игрушки, аккуратно заправленные детские кроватки, трогательные и наивные детские рисунки, школьные учебники на полках» (из буклета выставки «В гостях на детской половине»).

 

ФОТО 19

На фотографии 1907 года – великие княжны Ольга и Татьяна с недорогими немецкими куклами (фото 19), предположительно, немецкой фирмы «Бушов и Бек» (Buschow & Beck). Куклы похожи на штампованные из металла или целлулоида, он уже начал использоваться в кукольной промышленности. В ХПМИ хранится недорогая немецкая кукла с металлической штампованной головой, также предположительно фирмы «Buschow & Beck», возможно, модель «Minerva» (фото 20). Кукла одета в форму старейшего полка русской гвардии – Семёновского, сформированного Петром Первым в 1687 году. Высота куклы 65 см.

 

 

 

 

ФОТО 20

ФОТО 21

На фотографии с тремя маленькими княжнами, одетыми с простые домашние платья (фото 21), в руках Марии Николаевны – кукольная двухколёсная перевозка. Лица куклы не видно, но уже можно удивиться и даже позавидовать её пышной шевелюре, покрывающей голову, словно шапка из густой овечьей шкуры. Ноги куклы безвольно свисают с сиденья перевозки, что наводит на мысли о том, что тело куклы, скорее всего, кожаное с коленями на болтах, либо из ткани с простроченными поперёк коленями.

ФОТО 22

В прекрасно сохранившейся коробке (фото 22) – кукла с приданым «Bébé Olga» («малышка Ольга»), с головкой производства французской фирмы «Лантернье» (Lanternier), 1896–1900 гг. Торговая марка «Bébé Olga» была выпущена в честь визита императорской семьи с годовалой великой княжной Ольгой во Францию в 1896 году. Неизвестно, была ли такая кукла подарена самой княжне, комплект был предназначен для широкой продажи в обычных магазинах игрушек. Однако, это прекрасная иллюстрация того, как Россия влияла не только на политику в Европе, но и на кукольную промышленность. Это не просто кукла в национальном костюме, что не является чем-то особенным для любой кукольной фабрики, но кукла-персона. Ещё один пример такого влияния – кукла в костюме императора Александра III, выпущенная фирмой «Jumeau». В 2011 году она была выставлена на крупном международном аукционе и сейчас находится в частной коллекции.
Жизнь русского императорского двора была частой героиней обложек и содержания европейских, и особенно французских периодических изданий. Так, на обложке журнала «Le Petit Journal» от 5 февраля 1899 года (фото 23) мы видим княжон Ольгу и Татьяну. Ольга держит в руках куклу в розовом платье и зелёной шляпке с розовым пером – модное цветовое сочетание того времени.
Из французской кукольной энциклопедии Даниэль и Франсуа Тэмеров «The Encyclopedia of French Dolls» можно узнать об уникальном подарке – в сентябре 1897 года президент Франции Феликс Фор (Félix Faure) дарит двухгодовалой Ольге и трёхмесячной Татьяне три великолепные куклы, две из которых – обычные куклы «Jumeau», а третья – «Lioretgraph-Jumeau»: кукла с голосовым механизмом производства Анри Лиоре (Henri Lioret). Внутри тела был вмонтирован звукоснимающий механизм, а сменными носителями звука служили целлулоидные валики. Кукла могла произносить речи, читать стихи и петь песенки. Чтобы поменять валик, надо было снять пластину на груди. Для таких кукол шились специальные платья – с отстёгивающейся передней частью лифа.
Кукол у великих княжон были сотни. В музеях сохранились единицы. Что-то погибло безвозвратно, что-то было украдено прислугой из царских покоев в дни революционной смуты. И те редкие экземпляры, которым посчастливилось выжить, теперь находятся в частных собраниях, а их владельцы иногда даже и не подозревают о том, чьи руки касались этих кукол…

 

ФОТО 23

Литература:
1. «Детство в царском доме. ОТМА и Алексей». Каталог выставки ГИМ 29.12.2000‒ 31.03.2001, издательство журнала «Пинакотека», 2000.
2. Мария Романова «Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890–1918», Москва, Центрполиграф, 2007.
3. Татьяна Мельник-Боткина «Воспоминания о царской семье», Москва, «Захаров», 2009.
4. Анна Вырубова «Страницы моей жизни», Москва, «Захаров», 2009.
5. Альманах «Сокровища России», «Николай II. Семья императора.», Абрис, 2007.
6. Буклет к выставке «В гостях на Детской половине», Санкт-Петербург, Царское Село, 2011.
7. Francois & Danielle Theimer «The Encyclopedia of French Dolls», vol.2, Gold Horse Publishing, 2003.
8. «Княжна Вера Константиновна. К 100-летию со дня рождения», каталог выставки ГМЗ Павловск, Санкт-Петербург, «Петроний», 2007.

------------------------------------------

Все цветные фотографии сделаны автором. Использованы архивные фотографии, перешедшие в общественное достояние.

Статья была опубликована 28 февраля 2010 г. в блоге автора (https://happydolls.livejournal.com/40842.html) и в журнале «Антикварная кукла» № 4 (2013 г.).